Сессия вроде и закончилась, а неприятный осадок остался. Во-первых, потому что у меня ещё планируется экзамен Шрёдингера, который точно не даст спокойно провести время до 15го, а во-вторых, у меня всё примерно так, как у Оксаны, с которой я говорила сегодня после сдачи:
завышенные требования завышены.
-
Оксана: *выходит из кабинета с хмурым лицом*
Я: ну что, сдала?
Оксана: ну... сдала.
Я: погоди, тебе что, не 5?
Оксана: 5... но мне не понравились вопросы, которые задавал экзаменатор!Я, конечно, не так прекрасна, как Оксана, сдающая экзамен по психологии, но и мне было несколько обидно, что после ночи, проведённой с соц психологией личности, оказалось, что между нами всё кончено, и преподаватель давно решил проставить автоматы всем тем, у кого была спорная оценка.
Чтобы ночная агония хоть как-то не пропала зря, нужно оставить на память куски моего конспекта по предмету. Было скучно, и я развлекала себя, как могла.
Моменты из конспекта.
-
Глава 1.
Также задаётся вопрос влияния:
1) Правда, чтоли, что человек - носитель общественных ценностей и такое ли уж он микрообщество?
2) Можно ли ограничиться влиянием на общество, или, чтобы его изменить, надо влиять и на человека тоже?
…
Дальше рассматривается, как исторически возникли такие проблемы. Это, бесспорно, важнее, чем поздравление президента с Новым годом в полночь 1го января.
1.2 Развитие проблематики соц. психологии личности.
Сначала все с восторгом носились с проблемой утраты личности под влиянием общества, но потом психологи, наигравшись с психологией масс, переключились на проблему малых групп: Олпорт, Аш. Зайонец о Трипплете и Олпорте: присутствие других возбуждает человека, и он действует так, как от него хочет общество.
Далее эта идея ожидания соц желательности выливается в идею соц ролей, и тут уж психологи разгулялись на славу (самое главное - эксперимент Зимбардо о соц ролях).
1.3 Кратко о соц психологии личности на протяжении 40ка минут.
2 способа выделения личности из соц психологии:
1) Попытка определения специфики соц-психологии личности "от противного" - через установление его отличий от понимания личности в смежных дисциплинах. НО НЕТ - психология - это совокупность определений личности.
2) Решение проблемы личности через анализ феноменов, в которых она проявляется. НО НЕТ - и феноменов оч много!
А вообще всё это приводит нас к необходимости повторного прочтения соц психологии со стороны соц психологии личности. Конечно, это главное, что стоит сделать, когда остались считанные дни до экзамена - читать книжку по другому предмету.
Глава N. Социализация и все-все-все.
Вариативность процесса социализации в разных культурах.
Достаточно оказаться в новой культуре, как человек сразу меняется, и то, что казалось ему очевидным, будет казаться совсем не таким. В общем, как в Матрице. Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека - существующий на уровне индивидуального и общественного сознания ответ на вопросы о возможных и должных качествах личности. И у каждой культуры свои требования: активность или пассивность образа человека, хождение в кимоно или в паранже... (Херсковиц - 2 этапа инкультурации: детство и зрелость).
...
Ещё немного о механизмах социализации:
Ответ на вопрос о их чётком разграничении также неоднозначен, как улыбка Моны Лизы. Дело в том, что соц психологи просто не знали, за что хвататься: то они эмоции изучали, то поведение, и каждый раз они меняли все свою теорию о механизмах социализации под новую игрушку. Всё бы ничего, но стоит помнить, что соц психология личности частично основана на психологии личности, а там, как все знают, такая муть, что лучше туда вообще не лезть.
-В целом, об этой сессии я бы сказала, что для меня она была письменной практически полностью. Курсовая, письменный экзамен, письменные же работы по другому экзамену, домашние ПИСЬМЕННЫЕ работы по 3му экзамену, и итоговая контрольная - конечно же, письменная. И так, пока студенческие души не сотрут себя о клавиатуру. Кстати, у меня на клавиатуре уже стёрлось насмерть 5 английских букв, ещё 3 ранены.